суббота, 17 февраля 2018 г.

Что такое справедливость в политике.

Не знаю почему, но такое понятие как справедливость никогда не имеет точного определения. Особенно, если мы говорим о политике.
Даже великий Аристотель не смог избежать противоречий в этом вопросе. Тем не менее, попробуем размышлять о справедливости на примере выборов голосованием и выборов по жребию. Допустим, нам нужно выбрать главу государства.

На первый взгляд тут всё просто. Решение которое мы примем в результате голосования должно понравиться большинству избирателей. То есть, мы все идём, дружно голосуем и кандидат, набравший большинство голосов становится главой государства. Собственно говоря, современные государства так и поступают. И в обществе доминирует мнение о справедливости этого процесса. Но так ли это?

Для прояснения картины давайте  немного  драматизируем  ситуацию. Представьте, уважаемый читатель, что вы гражданин очень, очень маленького государства. Этакого островка посреди океана. И всех жителей, включая вас, пять человек. Думайте, что мы матросы с разбитого корабля - если хотите.

Итак, нас пятеро. Вы, ваш союзник, два идиота и я. По праву изобретателя ситуации я присваиваю себе такие свойства как хитрость, полость и умение хорошо врать. Вы, ваш союзник и два идиота говорите только правду и не способны на подлость. Такое бывает - уверяю вас...

В первый же день я, в интересах всех выживших, разумеется. предлагаю выбрать нового вождя взамен утонувшего капитана. Решаем вопрос - нужна ли эта должность? Ставлю вопрос на голосование. вот результаты.

  • Я за избрание вождя.
  • Идиоты тоже за создание должности вождя - они не умеют думать самостоятельно.
  • Вы и ваш союзник, глядя на меня, заподозрили неладное и проголосовали против.



Проголосовали вы, в принципе, правильно, но это вам не поможет. А если и поможет, то временно. Поскольку вы в плену такого понятия как справедливость. Вы решили что решение, принятое большинством,  справедливо.

Действие второе - выбираем вождя. Я выдвигаю свою кандидатуру. И одновременно предлагаю ограничить время полномочий вождя, назначив ему очень маленький срок пребывания на должности. Одновременно я говорю идиотам что это нужно для справедливости. Мне верят, поскольку все вожди избираются на небольшой срок.

Если я не сумею убедить двух идиотов в том, что вождём должен быть я, то мне придётся ждать недолго. Я сам предложил небольшой срок.

Поскольку я хитрый, лживый и подлый по определению, я сумею склонить на свою сторону идиотов. И моя партия будет в постоянном большинстве. А я буду вождём. И на следующие много-много дней результаты голосования будут следующими:

  • Я голосую за решение, нужное мне.
  • Идиоты голосуют за решение нужное мне.
  • Вы и ваш союзник голосуете как вам угодно - мне пофигу.


Я присвою себе право распределения ресурсов- большинством голосов  - как это водится у всех диктаторов. И прикормлю идиотов. Для того чтобы править вечно. Как вам такая справедливость?

На этом можно закончить. Будущее у нашего островка определено надолго - до смерти диктатора. А там - как фишка ляжет...

Конечно, у вас, читатель, есть моральное право узнать мой вариант выхода из островной ситуации. Я готов ответить. Нужно изолировать идиотов - не дать им возможность влиять на политический процесс. И выбирать вождя жребием на короткий срок. такое решение выгодно тем, что честные и одновременно умные люди остаются в большинстве, что не позволяет мерзавцу прийти к власти надолго. И отозвать его всегда можно.

Справедливо ли лишать идиотов права голоса? Любой популист скажет что нет. На этом они и выезжают. На самом деле здесь нужно вспомнить что есть такое понятие как дееспособность. И не бояться этого. Если не хотим чтобы государством управлял мерзавец при помощи идиотов.

На этом примитивном примере, надеюсь, мне удалось показать что бездумное применение голосования уничтожает напрочь любую справедливость. Что мы могли наблюдать на практике. Это я о том, что произошло в государствах, появившихся на просторах бывшего СССР.

Все государства на постсоветском пространстве прошли вышеописанный путь.


Вы сами могли проследить как практически все республики свалились в диктатуру. Немного задержались прибалты, но это не надолго. Но, самое обидное то, что всё произошло по справедливости - решения приняты большинством голосов.

Для тех, кого коробит упоминание идиотов, которые вовлечены в политику, предлагаю посмотреть ролик, который находится в статье "Всеобщая избирательная глупость". Поверьте, глупость человеческая границ не имеет.

Я много раз предлагал к рассмотрению проект формирования органов управления, позволяющий избежать описанной ситуации. В этом блоге в том числе. Это статья в двух частях - "Референдум как прообраз современной демократии."
  


1 комментарий: