суббота, 3 февраля 2018 г.

Гражданство как основа демократии

Пожалуй, самым популярным вопросом, который задавали мне люди, когда узнавали о сути Афинской демократии, был такой : «Где вы возьмёте такое количество рабов, которое было необходимо для устройства такого государства?»
Честно говоря, я не знаю что делать в этом случае — плакать или смеяться. Да, Афинская демократия была создана в рабовладельческом обществе. Тем не менее демократия вполне может обойтись и без рабов. Чтобы понять это нужно рассмотреть такое понятие как «семья» с точки зрения афинянина и современного человека.
И так, что такое семья? Аристотель, описывая семью как основную ячейку государства, считал что в состав семьи входят:
  1. Мужчина (муж), как глава семьи.
  2. Женщина(жена).
  3. Дети
  4. Рабы
  5. Скот
Про скот это не шутка. Так мыслили в те времена. Естественно, про скот говорить мы не будем.
Как видите, из всей семьи только глава являлся гражданином и принимал участие в политической жизни. Хорошо это или плохо?
На первый взгляд это очень плохо. Значительная часть общества не представлена в правительстве и интересы этих людей совершенно не учитываются. На самом деле это не так.
Начнём с детей. Надеюсь, никого не удивляет тот факт что в современном обществе детей не привлекают к участию в политике? Тем не менее никто не рискнёт сказать что права детей ущемлены в большей степени чем права их родителей.
Думаю, с правами детей мы разобрались. Теперь поговорим о женщинах.
Вы никогда не задумывались что такое брак? Если покопаться в истории, то можно с удивлением обнаружить что брак это скорее договор между женихом и отцом невесты, а мнение женщины не очень-то учитывалось. Фактически, положение женщины в семье было не намного выше раба. И это не вопрос политики, а вопрос нравственности.
Теперь о рабах и рабстве. Мы, современные люди, осуждаем рабство и питаем к нему отвращение. По крайней мере большинство наших современников. Думаю, именно по этой причине наши историки умалчивают о том, что подчинение раба хозяину не всегда было абсолютным. И, далеко не в каждом рабовладельческом обществе раб был лишён всех прав настолько, насколько нам это преподносят в школьных учебниках.
Так, из древних источников(Ксенофонт, Аристотель) я с удивлением узнал что рабы в демократических Афинах имели вполне осязаемые права. Многие из них жили отдельно от хозяев и занимались всевозможными ремёслами, уплачивая главе семьи небольшую ренту. Нередки были случаи когда раб богател настолько, что превосходил рабовладельца. Право собственности у афинского раба было не единственным. Например, раб мог требовать своей продажи другому хозяину, если обращение с ним было плохим.
Но, чего раб не имел, так это права участвовать в политической жизни. Нужно учесть что большинство рабов никогда не были гражданами, мало того, многие никогда не жили в Афинах, а некоторые вообще не были греками. Естественно, раб мог со временем стать свободным, мало того, мог стать гражданином. Таких случаев было немало. Но, пока раб остаётся рабом, он прав гражданина не имеет.
Ещё одна категория жителей Афин, которая не имела права заниматься политикой — метеки. Это иностранцы, поселившиеся в Афинах и вольноотпущенники.
Короче говоря, политикой в Афинах занималось отнюдь не всё население города. Этот аргумент очень любят приводить противники демократии. Сейчас говорить о числе политически активных граждан сложно. Встречаются разные цифры. Но я возьму одну из самых впечатляющих — 10%. Часто повторяют что
Именно такой процент от числа жителей города составляли граждане.
Люди, которые приводят эту цифры, как правило, забывают сказать что десять процентов взяты от общего числа жителей, включая детей. Если учесть то обстоятельство, что на долю населения приходилось много более половины несовершеннолетних, то число политически активных граждан можно смело удвоить.
Но, даже приняв цифру в 10% за истину, нужно сравнить её с нашими реалиями.
У каждого из нас есть десятки(как минимум!) знакомых граждан. Скажите, сколько из них принимают участие в жизни государства? Нет, я не имею в виду то, что раз в несколько лет гражданин опускает в урну некую бумажку, с фамилией человека, которого он совершенно не знает. Я спрашиваю о том, когда ваш знакомый напрямую голосовал за закон? Или выступал в качестве присяжного заседателя в суде?
Надо, наконец признать, что наши граждане не имеют права на участие в политической жизни. Их право на управление государством фактически заменено на возню с пустыми бумажками, которые подсунули мутные личности, именующие себя политиками. Реально современные государства управляются очень небольшим количеством людей. Например, Беларусь управляется одним человеком. Все важнейшие политические решения принимает только он. Напомню, что если бы в Беларуси было такое же политическое устройство что и в древних Афинах, то решение принималось бы мнением миллиона (как минимум!) граждан.
Теперь вы понимаете, насколько смешон вопрос, о котором я говорил в начале статьи? При построении демократии в Беларуси не будет дефицита рабов. Будет дефицит граждан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий