Устойчивость политических систем.

Во все времена и у всех народов главной опасностью для существующей системы государственного управления была несменяемость власти. Одному Богу известно сколько государств исчезло в пучине времени из-за того состояния, которое бюрократы зовут стабильностью. Причём, как это ни странно, разрушению по этой причине подвержены практически все государственные системы.

Сценарий разрушения почти всегда один и тот же.
Сначала выстраиваются долгосрочные альянсы среди политиков и чиновников, потом создаются и укрепляются кланы. Следующий шаг – создание условий для вхождения во власть нужным людям – как правило родственникам или тем, кому можно доверять, из-за чего кланы превращаются в так называемую элиту.

На всех этапах «стабильности» происходит рост коррупции, которая не только развращает власть имущих, но и объединяет их – «сильней чем дружба, крепче чем любовь». Далее следует полый отрыв от народа и отторжение власти, что можно назвать «загниванием» политической системы. И последний шаг – развал государства. Как проходит последний этап – революция или эволюция - зависит почти всегда от менталитета населения.

За примером ходить далеко не надо. Достаточно вспомнить историю СССР. Это государство прошло все описанные этапы, включая «загнивание», которое ещё называют застоем. Государство сдохло, а из его трупа вылезли «жуки-могильщики», процветающие до сих пор. Прошло уже четверть века, а нового государства так и не возникло. Нельзя же всерьёз считать преемницу СССР Россию чем-то кроме бензоколонки с ржавым ядерным боезапасом… Причём, нужно сказать, что разрушение России происходит по тем же принципам что, разрушение СССР, только процессы идут значительно быстрее.

Надо сказать, что практически все политические системы, которые в той или иной мере порождают политиков или бюрократов склонны создавать условия для так называемой «стабильности». Вернее, создают эти условия сами люди – политики и чиновники. Так устроен человек – плохо это или хорошо, спорить можно бесконечно.

Из всех известных политических систем наиболее устойчивыми к разрушению оказались всего несколько. В первую очередь нужно вспомнить монархию. За примером далеко ходить не надо. Монархии Европы существуют уже много столетий. И чувствуют себя, на первый взгляд, совсем не плохо.

Казалось бы – парадокс. Власть монарха несменяема. Есть все предпосылки для создания «стабильности», но, как ни странно именно монарх не даёт образоваться политическому застою. Реформы – вот ключ к сохранению монархии. Так или иначе монарх «тасует политическую колоду». Иногда реформы заметны, чаще нет, но для выживания политического строя они необходимы.

Российская империя. За время правления Романовых реформы происходили крайне медленно, с отставанием от мировых тенденций лет на тридцать – пятьдесят, но всё же происходили. Появлялись права и свободы. Даже крепостное право кануло в Лету. Николай II вместо реформ отдал государство на откуп апологетам «стабильности» - результат не замедлил сказаться. Вместо реформ получил революцию. Исторический опыт Франции остался невостребованным.
 Кто знает, как повернулось бы судьба Российской империи если бы были проведены реформы Столыпина – Россия была аграрной страной.

Противоположный пример – Великобритания. На словах декларируя политическую стабильность эта монархия проводит реформы. Причём, получается это совершенно незаметно – без революций, волнений и массового недовольства населения. Нет даже политической рекламы. Я не хочу сказать, что нет обсуждения политики – есть конечно. Но, царствующая особа всегда находится как бы в стороне. Широко распространено заблуждение – «Королева царствует, но не правит» Как бы не так! Без её подписи ни один закон, принятый парламентом, не работает. Она даже может при желании распустить парламент или объявить войну без объяснения причин!

Но, вернёмся к нашей теме – устойчивости политических систем. Вспомним о диктатуре и тирании. Для тех, кто не в курсе – тирания — это власть одного человека(тирана), а диктатура — это власть класса. И та, и другая основаны на произволе и насилии. Тирания, как правило, заканчивается после устранения(ухода) тирана. Какое политическое устройство будет после тирании зависит от конкретного случая. Диктатура может длиться несколько поколений и проходить все стадии разложения, описанные выше.

Республика, как политическое устройство, есть форма правления наиболее подверженная разложению. Причём, как ни странно, скорость разложения практически такая же как у диктатуры. Видимо, сказывается суть человеческой натуры.
Замедлить разложение республики могут элементы демократии. Примеров тому в истории немало. Достаточно взглянуть на США. Эта страна стареет, превращаясь в олигархическое государство. Но процесс это происходит значительно медленнее чем мог бы из-за некоторых прав и свобод, которые характерны для демократий.

Ещё очень наглядный пример – Швейцария. В этой стране с 1848 года прошло более пятисот двадцати(!) референдумов. Любопытно что некоторые референдумы так и не состоялись – были отозваны. Причина почти всегда одна – власти пошли на уступки инициаторам референдума. И таких случаев более семидесяти! Вот это и есть обратная связь с народом.

Учитывая менталитет нашего народа рекомендовать белорусам монархию как политическую систему просто бессмысленно. Тиранию, которую мы имеем сейчас, придётся сменить на какую-то другую политическую систему. Возможно, произойдёт это не сразу, возможно тирания будет продолжаться, а место Лукашенко ненадолго(!) займёт его сын.

Но время неумолимо, а ход истории остановить пытаются только идиоты. Белорусам придётся ввести что-то вроде республики, поскольку рекомендовать демократию нашему народу не менее бессмысленно чем монархию.

И, поскольку желательно учиться на своих ошибках, элементы демократического управления ввести просто необходимо. Готовить общественное мнение к этому нужно уже сейчас.