суббота, 3 февраля 2018 г.

Прямая демократия - как это было.

Ещё несколько лет назад я назвал бы демократию древних Афин самой известной широкой публике. Теперь поостерегусь, поскольку эта самая публика в большинстве своём о демократии ничего не знает. А то, что считает знаниями, в большинстве случаев нужно отнести в раздел заблуждений.
Нет, я не собираюсь вам рассказывать всё о Афинской демократии. При желании вы сами найдёте предостаточно материала, благо существует интернет. Мы поговорим только о методах и приёмах прямой демократии для понимания её сути. И опровергнем некоторые заблуждения.  А посему, без рассмотрения политического устройства древних Афин нам не обойтись.
Постараюсь это сделать в минимальных размерах. Самое главное отличие демократии Афин от государств того времени — наличие такого понятия как гражданство. Основой демократии были( и остаются) граждане.
Женщины, рабы, дети и метеки(не граждане) не привлекались к государственному управлению.
Как известно, высшим государственным органом власти в Афинах было народное собрание — экклесия. Правом быть участником этого органа был наделён каждый гражданин старше двадцати лет. Собрание проводилось один раз в восемь — девять дней и могло насчитывать десять — двадцать тысяч человек.
Естественно, на наш, современный взгляд это орган власти был огромным и неповоротливым. Попробуйте собрать такое количество народа в одном месте! А если учесть что многие граждане города жили весьма неблизко, иногда болели, работали, имели ещё множество насущных дел и проблем, то становится понятным желание добиться результата за меньшую цену.
Кстати, о цене — во времена расцвета Афин беднейшим гражданам компенсировали отрыв от основной работы в размене среднего дневного заработка ремесленника. Обеднение казны — ещё один повод искать рациональное решение.
Некоторым решением этих проблем экклесии как органа власти стало применение совета пятисот — буле. Этот орган власти формировался из представителей фил. Фила — территориальная единица, хотя первоначально слово фила означала род, но со временем значение изменилось. Представители каждой территории избирались по жребию — по пятьдесят человек.
Здесь следует остановиться и пояснить почему применялся жребий, а не голосование. Мировоззрение афинян того времени вполне принимало жребий и как волю богов и как наиболее честное распределение, устраняющее несправедливость. Пояснить вышесказанное можно на гипотетическом примере: Представьте себе пятерых человек идущих по дороге. Они голодны и найти еду могут только изредка, а найденной пищи едва хватает на трёх человек. Еду находят часто, но не много. Как делить еду? Если трое из идущих объединятся в партию, то при голосовании они всегда будут в большинстве и еда достанется только им. А если распределить очерёдность получения еды по жребию, то есть будут все.
Естественно, пятьсот человек это не десять тысяч — средств на содержание буле  нужно значительно меньше. Да и мобильность такого органа власти значительно выше. Поэтому буле действовал между экклесиями, практически всё время пока не было народного собрания.
По свидетельствам историков, основным занятием буле была подготовка законопроектов для народного собрания. В те далёкие времена не существовало такого разделения властей, как в современном обществе. Единой исполнительной власти не было, а исполнением принятых законов занимались носители должностей.
Все должности демократии Афин были коллегиальными — единоличного управления не было. Причём большинство должностей распределялись по жребию. Голосованием греки распределяли менее ста должностей из семисот!
Что это за должности? Голосованием избирали коллегию десяти стратегов, финансистов и ещё несколько должностей, требующих специальных знаний.
В Афинах было большое количество коллегий магистратов, по сути дела это был огромный бюрократический аппарат. Но, в отличие от современных бюрократов, это были граждане, а не отдельный класс.
Попадали на должности люди не по протекции или за взятку, а по жребию. Подкуп был исключён. К тому же на второй срок не оставался никто, это было запрещено. А срок — всего один год.
Если взять среднюю продолжительность нахождения гражданина в дееспособном возрасте равной двадцати годам, то простой арифметический подсчёт показывает что на одной должности средний гражданин мог оказаться несколько раз. И тот же гражданин мог быть в числе законодателей, а через некоторое время, будучи на другой должности был обязан в точности выполнять принятый им же закон. Умение править и быть управляемым считалось добродетелью.
Демократический Суд присяжных — гелиэя или иначе дикастерий ток же формировался по жребию, случайным образом. Судьи назначались на один год. Дела, которые предстояло рассматривать судьям так же распределялись случайным образом. Фактор случайности и наличие огромного числа судей делали подкуп суда практически невозможным.
Я имею в виду следующее, одной из основ демократического строя является замещение должностей по жребию, олигархического же — по избранию.  
   Аристотель. Политика.
В одной статье сложно описать всю машину демократии, собственно это и не ставилось целью. Всё вышесказанное на нужно чтобы определить основные принципы и признаки демократии.
Основное определение:
ДЕМОКРАТИЯ  — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.
Необходимые признаки, присущие демократии:
  • Институт гражданства.Равенство граждан.
  • Отсутствие государственных единовластных должностей.
  • Невозможность сосредоточения власти в одних руках.
  • Распределение должностей случайным образом.
  • Ограниченный срок пребывания на должности.
  • Свобода слова, как необходимое условие ведения дискуссий.
  • Защита государственного устройства законодательным путём.
Этот список можно продолжить. Что мы и сделаем в следующих статьях. А пока, забегая вперёд, нужно сказать что в настоящее время на планете нет ни одной демократии. Хотя приёмы, присущие этому политическому устройству применяются во многих станах Мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий